1. Проект «Статистика гос. учета и мониторинга МИП»
Цель проекта
Обеспечение функций и полномочий Минобрнауки России, установленных Федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, в части ведения учета уведомлений и формирования реестра учета уведомлений о создании МИП:- Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ;
- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (годовой реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в формате ФНС);
- Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2011 № 146 «О ведении Реестра учета уведомлений …» (квартальные реестры);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве...», (ведения учета уведомлений).
- Приказы Министерства: от 24.01.2014 №43 «Об орг. работ..» и от 14.02.2014 №117 «Об утв.»
- Мониторинг сведений и ведение учета уведомлений о создании МИП;
- Формирование ежеквартальных и годового реестров учета уведомлений о создании МИП с целью их дальнейшей передачи в налоговые органы;
- Организация и проведение мониторинга и анализа деятельности МИП;
- Разработка справочных материалов по оперативным запросам Минобрнауки России;
- Осуществление мероприятий по оказанию методической, консультативной и информационной поддержки деятельности бюджетных и автономных научных учреждений и организаций образования, а также МИП по вопросам создания и деятельности МИП.
2. Государственный учет малых инновационных предприятий
Информация о действующих малых инновационных предприятиях, созданных научными учреждениями и ВУЗами в соответствии с ФЗ-127 от 23.08.1996 и с ФЗ-273 от 29.12.2012 (по состоянию на 21.11.2024 г.)
На основании информации учета уведомлений о создании малых инновационных предприятий на 21.11.2024 в базу данных занесено 1373 действующих малых инновационных предприятий, из них:
- при участии 269 высших учебных заведений создано 1192 малых инновационных предприятий,
- при участии 114 научных учреждений создано 196 малых инновационных предприятий.
В том числе, совместно научными учреждениями и высшими учебными заведениями созданы 15 малых инновационных предприятий.
Причина несоответствия | Количество малых инновационных предприятий |
---|---|
Оформлен договор об отчуждении | 1 |
Отсутствует скан лицензионного договора | 4 |
На момент регистрации ХО бюджетный учредитель внес только денежные средства | 5 |
Тип РИД не соответствует нормам ФЗ-217 | 22 |
Отсутствует информация о заключении лицензионного договора | 148 |
Бюджетный учредитель вышел из состава учредителей | 468 |
Соответствует ФЗ | 1193 |
ХО ликвидировано | 2027 |
Всего было занесено в базу и одобрено администраторами 3868 МИП.
Название | Количество учреждений, создавших малые инновационные предприятия | Количество созданных малых инновационных предприятий | ||
---|---|---|---|---|
шт. | % | шт. | % | |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | 263 | 68.67 | 1095 | 78.95 |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 36 | 9.4 | 89 | 6.42 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации | 30 | 7.83 | 73 | 5.26 |
Министерство просвещения Российской Федерации | 13 | 3.39 | 18 | 1.3 |
Санкт-Петербургский государственный университет | 1 | 0.26 | 18 | 1.3 |
Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 6 | 1.57 | 16 | 1.15 |
Ведомство не указано | 2 | 0.52 | 11 | 0.79 |
Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» | 4 | 1.04 | 11 | 0.79 |
Управление делами Президента Российской Федерации | 1 | 0.26 | 9 | 0.65 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | 1 | 0.26 | 8 | 0.58 |
Прочие | 5 | 1.31 | 6 | 0.43 |
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | 2 | 0.52 | 6 | 0.43 |
Департамент образования города Москвы | 1 | 0.26 | 5 | 0.36 |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | 3 | 0.78 | 4 | 0.29 |
Федеральное агентство по рыболовству | 2 | 0.52 | 3 | 0.22 |
Министерство образования и науки Нижегородской области | 1 | 0.26 | 2 | 0.14 |
Федеральное агентство морского и речного транспорта | 2 | 0.52 | 2 | 0.14 |
Министерство транспорта Российской Федерации | 1 | 0.26 | 2 | 0.14 |
Министерство образования Московской области | 2 | 0.52 | 2 | 0.14 |
Федеральное медико-биологическое агентство | 1 | 0.26 | 1 | 0.07 |
Министерство здравоохранения Свердловской области | 1 | 0.26 | 1 | 0.07 |
Министерство культуры Российской Федерации | 1 | 0.26 | 1 | 0.07 |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | 1 | 0.26 | 1 | 0.07 |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 1 | 0.26 | 1 | 0.07 |
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры | 1 | 0.26 | 1 | 0.07 |
Министерство финансов Республики Башкортостан | 1 | 0.26 | 1 | 0.07 |
Из 1373 малых инновационных предприятий в системе Минобрнауки России 263 учреждениями создано 1095 малых инновационных предприятий (78.95% от общего количества).
Статистика государственного учета действующих малых инновационных предприятий
Количество заключённых лицензионных договоров составляет 1533 (в том числе с исключительной лицензией 230).
Код критической технологии | Название критической технологии | Количество действующих малых инновационных предприятий |
---|---|---|
— | Не указано | 458 |
1 | Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники | 40 |
2 | Базовые технологии силовой электротехники | 33 |
3 | Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии | 49 |
4 | Биомедицинские и ветеринарные технологии | 171 |
5 | Геномные, протеомные и постгеномные технологии | 36 |
6 | Клеточные технологии | 47 |
7 | Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий | 54 |
8 | Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии | 184 |
9 | Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом | 16 |
10 | Технологии биоинженерии | 69 |
11 | Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств | 32 |
12 | Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам | 28 |
18 | Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем | 86 |
13 | Технологии информационных, управляющих, навигационных систем | 188 |
19 | Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения | 139 |
14 | Технологии наноустройств и микросистемной техники | 41 |
15 | Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику | 50 |
20 | Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи | 73 |
16 | Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов | 90 |
17 | Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов | 76 |
21 | Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 54 |
22 | Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний | 39 |
23 | Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта | 41 |
24 | Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения | 31 |
25 | Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств | 34 |
26 | Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии | 98 |
27 | Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе | 40 |
По состоянию на 21.11.2024 г. зарегистрировано 1373 действующих малых инновационных предприятий. Ниже указаны десять субъектов Российской Федерации, в которых создано наибольшее количество малых инновационных предприятий.
3. Мониторинг деятельности МИП
Мониторинг деятельности МИП 2022 года
Мониторинг проводился в период с 15.08.2022 по 15.09.2022 (письмо от 09.08.2022 №МН-14/1842-АО) с использованием интерактивной информационной системы, сведения о деятельности МИП заполняли представители учредителя (пользователи системы).
В ч. I анкеты запрашивается информация учреждений науки и образования (Учредителей) о подготовке ими технологий и научно-технических заделов для создания и деятельности новых МИП, а также о развитии инновационной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность МИП.
В ч. II анкеты, включены вопросы, позволяющие исследовать экономическую деятельность МИП за 2021 - 2022 годы.
В ходе мониторинга по ч.I анкеты предложения представили 249 учредителей (55,7% от общего числа учредителей МИП, принявших участие в анкетировании). По ч. II анкеты 249 учредителей представили сведения по 1158 находящихся в базе учета МИП (73,2% МИП были охвачены мониторингом).
Анализ представленных вузами технологий и научных заделов показывает, что они не содержат результатов фундаментальных исследований, носят сугубо прикладной характер, содержат значительную научную и инновационную составляющую, направлены на импортозамещение и удовлетворение потребности отраслей реальной экономики своих регионов.
Участие вузов и научных организаций в выполнении проектов на конкурсной основе при реализации ФЦП (госзаказ) носит фрагментарный, неустойчивый, зачастую одноразовый характер, не обеспечивает в долгосрочной перспективе создание научных школ и создание необходимой технологической базы.
Указанные учредителями технологии в основном запатентованы, что обеспечивает возможность их включения в экономический и гражданско-правовой оборот.
Динамика численности персонала МИП, человек
Распределение выручки МИП, тыс. руб.
Структура привлеченных МИП средств по источника, по 113 МИП из 1158
Структура чистой прибыли в распределении видов деятельности МИП, тыс. руб., по 316 МИП из 1158
Размер площадей, арендуемых МИП у учредителей, м2, по 126 МИП из 1158
Разработка справочных материалов по оперативным запросам Минобрнауки России и по осуществлению мероприятий по оказанию методической, консультативной и информационной поддержки деятельности бюджетных и автономных научных учреждений и организаций образования, а также МИП по вопросам создания и деятельности
Всего за отчетный период 2022 г. было выполнено 10 поручений Минобрнауки России и оказана консультационно-правовая помощь более 50 вузам и НИИ. По наиболее важным поручениям Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий подготовлены и представлены:
- проект заключения на представленный Росстатом проект реестра показателей субъектов малого предпринимательства;
- материалы по дополнительным мерам государственной поддержки экспорта продукции МИП;
- материалы для Минпромторга России по МИП списка 10 университетов России;
- материалы к выездному заседанию Совета по интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации 15 апреля 2022 г. в части малых инновационных предприятий;
- материалы к совещанию у вице-премьера Д.Н. Чернышенко 01 октября 2022 г. по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 18 июля 2022 года, и утвержденного главой государства, по вопросу «О совершенствовании условий создания бюджетными научными и образовательными организациями хозяйственных обществ».
Выводы и предложения
У большинства учредителей заметно выросло количество научно-технических заделов (технологий) для коммерциализации через механизм создания МИП.
Предложения учредителей МИП по повышению эффективности:
- организовать взаимодействия МИП с индустриальными партнерами;
- упростить систему грантов по предъявляемым требованиям к конкурсной документации. (международный ученый, статьи Web of Science, Scopus);
- запретить субсидирование закупки семян сортов и гибридов зарубежной селекции;
- создать государственный логистический центр по закупке электронных компонентов, недоступных из-за санкций для малых предприятий;
- отменить законодательную норму о согласовании с собственником имущества распоряжения долей в уставном капитале МИП;
- сохранить льготу для МИП по страховым платежам (НК РФ, статья 427).