1. Проект «Статистика гос. учета и сбора сведений о деятельности МИП»
Цель проекта
Обеспечение функций и полномочий Минобрнауки России, установленных Федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, в части ведения учета уведомлений и формирования реестра учета уведомлений о создании МИП:- Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ;
- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (годовой реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в формате ФНС);
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2011 № 146 «О ведении Реестра учета уведомлений …» (квартальные реестры);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве...», (ведения учета уведомлений).
- Приказы Министерства: от 24.01.2014 №43 «Об орг. работ..» и от 14.02.2014 №117 «Об утв.»
- Мониторинг сведений и ведение учета уведомлений о создании МИП;
- Формирование ежеквартальных и годового реестров учета уведомлений о создании МИП с целью их дальнейшей передачи в налоговые органы;
- Организация и проведение сбора сведений и анализа деятельности МИП;
- Разработка справочных материалов по оперативным запросам Минобрнауки России;
- Осуществление мероприятий по оказанию методической, консультативной и информационной поддержки деятельности бюджетных и автономных научных учреждений и организаций образования, а также МИП по вопросам создания и деятельности МИП.
2. Государственный учет малых инновационных предприятий
Информация о действующих малых инновационных предприятиях, созданных научными учреждениями и ВУЗами в соответствии с ФЗ-127 от 23.08.1996 и с ФЗ-273 от 29.12.2012 (по состоянию на 05.12.2025 г.)
На основании информации учета уведомлений о создании малых инновационных предприятий на 05.12.2025 в базу данных занесено 1169 действующих малых инновационных предприятий, из них:
- при участии 249 высших учебных заведений создано 1014 малых инновационных предприятий,
- при участии 104 научных учреждений создано 172 малых инновационных предприятий.
В том числе, совместно научными учреждениями и высшими учебными заведениями созданы 17 малых инновационных предприятий.
| Причина несоответствия | Количество малых инновационных предприятий |
|---|---|
| На момент регистрации ХО бюджетный учредитель внес только денежные средства | 2 |
| Тип РИД не соответствует нормам ФЗ-217 | 6 |
| Отсутствует информация о заключении лицензионного договора | 61 |
| Бюджетный учредитель вышел из состава учредителей | 559 |
| Соответствует ФЗ | 1100 |
| ХО ликвидировано | 2193 |
Всего было занесено в базу и одобрено администраторами 3921 МИП.
| Название | Количество учреждений, создавших малые инновационные предприятия | Количество созданных малых инновационных предприятий | ||
|---|---|---|---|---|
| шт. | % | шт. | % | |
| Министерство науки и высшего образования Российской Федерации | 245 | 69.41 | 932 | 78.72 |
| Министерство здравоохранения Российской Федерации | 30 | 8.5 | 74 | 6.25 |
| Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | 31 | 8.78 | 69 | 5.83 |
| Санкт-Петербургский государственный университет | 1 | 0.28 | 16 | 1.35 |
| Федеральное агентство железнодорожного транспорта | 5 | 1.42 | 14 | 1.18 |
| Прочие | 7 | 1.98 | 11 | 0.93 |
| Управление делами Президента Российской Федерации | 1 | 0.28 | 10 | 0.84 |
| Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» | 4 | 1.13 | 10 | 0.84 |
| Министерство просвещения Российской Федерации | 8 | 2.27 | 8 | 0.68 |
| Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | 1 | 0.28 | 7 | 0.59 |
| Департамент образования города Москвы | 1 | 0.28 | 6 | 0.51 |
| Федеральное агентство по рыболовству | 3 | 0.85 | 6 | 0.51 |
| Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | 3 | 0.85 | 4 | 0.34 |
| Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации | 2 | 0.57 | 4 | 0.34 |
| Министерство образования Московской области | 2 | 0.57 | 2 | 0.17 |
| Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры | 1 | 0.28 | 2 | 0.17 |
| Министерство образования и науки Нижегородской области | 1 | 0.28 | 2 | 0.17 |
| Министерство промышленности и торговли Российской Федерации | 1 | 0.28 | 1 | 0.08 |
| Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения | 1 | 0.28 | 1 | 0.08 |
| Федеральное агентство морского и речного транспорта | 1 | 0.28 | 1 | 0.08 |
| Министерство финансов Республики Башкортостан | 1 | 0.28 | 1 | 0.08 |
| Министерство здравоохранения Свердловской области | 1 | 0.28 | 1 | 0.08 |
| Министерство культуры Российской Федерации | 1 | 0.28 | 1 | 0.08 |
| Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации | 1 | 0.28 | 1 | 0.08 |
Из 1169 малых инновационных предприятий в системе Минобрнауки России 245 учреждениями создано 932 малых инновационных предприятий (78.72% от общего количества).
Статистика государственного учета действующих малых инновационных предприятий
Количество заключённых лицензионных договоров составляет 1329 (в том числе с исключительной лицензией 218).
| Код критической технологии | Название критической технологии | Количество действующих малых инновационных предприятий |
|---|---|---|
| — | Не указано | 351 |
| 1 | Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники | 37 |
| 2 | Базовые технологии силовой электротехники | 30 |
| 3 | Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии | 44 |
| 4 | Биомедицинские и ветеринарные технологии | 156 |
| 5 | Геномные, протеомные и постгеномные технологии | 33 |
| 6 | Клеточные технологии | 42 |
| 7 | Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий | 45 |
| 8 | Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии | 162 |
| 9 | Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом | 14 |
| 10 | Технологии биоинженерии | 59 |
| 11 | Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств | 32 |
| 12 | Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам | 27 |
| 18 | Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем | 76 |
| 13 | Технологии информационных, управляющих, навигационных систем | 172 |
| 19 | Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения | 125 |
| 14 | Технологии наноустройств и микросистемной техники | 39 |
| 15 | Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику | 46 |
| 20 | Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи | 56 |
| 16 | Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов | 82 |
| 17 | Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов | 68 |
| 21 | Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 45 |
| 22 | Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний | 30 |
| 23 | Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта | 37 |
| 24 | Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения | 29 |
| 25 | Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств | 33 |
| 26 | Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии | 89 |
| 27 | Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе | 35 |
По состоянию на 05.12.2025 г. зарегистрировано 1169 действующих малых инновационных предприятий. Ниже указаны десять субъектов Российской Федерации, в которых создано наибольшее количество малых инновационных предприятий.
3. Сбор сведений и анализ деятельности МИП в 2025 году
Сбор сведений и анализ деятельности МИП за 2024-2025 год
В 2025 г. сбор сведений об экономической, научно-инновационной и другой деятельности ХО и ХП проведен в соответствии с Письмом Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки России от 31.07.2025 № МН-14/560 в период с 15.08.2025 по 15.09.2025.
В ч. I анкеты запрашивается информация учреждений науки и образования (Учредителей) о подготовке ими технологий и научно-технических заделов для создания и деятельности новых МИП, а также о развитии инновационной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность МИП. Анализ этой информации направлен на улучшение механизма практического применения (внедрения) РИД через создание ХО и ХП, а также на повышение эффективности мер государственной поддержки экспорта продукции, производимой ХО и ХП.
В ч. II анкеты, отражающую экономическую деятельность ХО и ХП, включены вопросы, позволяющие исследовать их экономическую деятельность.
По разделам ч. I анкеты мониторинга предложения представили 163 учредителя (45,4 %) от общего числа учредителей). Учредителями, принявшими участие в анкетировании, показаны описания 421 технологии. В ч. II анкеты 194 (54,0 %) учредителей из 359 представили сведения за 2024 г. по 753 из 1204 находящихся в базе учета действующих ХО и ХП (62,5 % ХО и ХП были охвачены сбором сведений).
Анализ представленных вузами технологий и научных заделов показывает, что они не содержат результатов фундаментальных исследований, носят сугубо прикладной характер, содержат значительную научную и инновационную составляющую, направлены на импортозамещение и удовлетворение потребности отраслей реальной экономики своих регионов.
Участие вузов и научных организаций в выполнении проектов на конкурсной основе при реализации ФЦП (госзаказ) носит фрагментарный, неустойчивый, зачастую одноразовый характер, не обеспечивает в долгосрочной перспективе создание научных школ и создание необходимой технологической базы.
Указанные учредителями технологии в основном запатентованы, что обеспечивает возможность их включения в экономический и гражданско-правовой оборот.
Результаты проведенного опроса (ч. II анкеты) об экономической, научно-инновационной и другой деятельности ХО и ХП представлены ниже.
Динамика численности персонала МИП, человек
Распределение выручки МИП, тыс. руб.
Структура привлеченных МИП средств по источника
Структура чистой прибыли в распределении видов деятельности МИП, тыс. руб.
Размер площадей, арендуемых МИП у учредителей, м2
Разработка справочных материалов по оперативным запросам Минобрнауки России и Федеральных органов исполнительной власти, осуществление методической, консультативной и информационной поддержки бюджетных и автономных научных учреждений и организаций образования, а также ХО и ХП по вопросам создания и деятельности ХО и ХП
Также ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ разрабатывались и представлялись справочные материалы по оперативным запросам департаментов Минобрнауки России, связанные в основном с деятельностью Министерства по возложенным полномочиям в указанной сфере. Всего за отчетный период 2025 г. было выполнено 10 поручений Минобрнауки России.
По наиболее важным поручениям Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий подготовлены и представлены:
- В феврале 2025 г. Департамент развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации запросил письмом от 12.02.2025 № МН-14/93 материалы: «В целях подготовки доклада по поручению Президента Российской Федерации от 1 сентября 2022 г. № Ир-1553 (подпункт «а» пункта 5) просит представить актуальную информацию о малых инновационных предприятиях, созданных в научно-образовательной сфере для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;
- в феврале 2025 г. Роспатент представил письмо и анкету по опросу МИП об использовании РИД «ноу-хау» с просьбой разослать в адрес ХО и ХП;
- в августе 2025 г. Департамент развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации письмом от 08.08.2025 № МН-14/579 направил решение по итогам круглого стола на тему: «Управление интеллектуальной собственностью в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования», состоявшегося в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 июля 2025 г., с просьбой в срок до 15 августа 2025 г. направить информацию в части абзаца 2 пункта 1 решения об анализе практики применения Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»;
- в октябре 2025 г. Департамент технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки России запросил срочно представить сведения о результатах проведенного в 2025 г. мониторинга деятельности МИП.
В отчетный период 2025 г. ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ осуществлялись мероприятия по оказанию методической, консультативной и информационной поддержки бюджетных и автономных научных учреждений и организаций образования, а также ХО и ХП по вопросам создания и деятельности ХО и ХП.
Проводились регулярно консультации учредителей по вопросам изменения федерального законодательства и его влияния на порядок создания и деятельности ХО и ХП. За отчетный период была оказана консультационно-правовая помощь более чем 40 вузам и научным учреждениям.
Выводы и предложения
В рамках выполнения работы по разделу 7 темы Государственного задания Минобрнауки России на 2025 г. (паспорт № 6518-25) ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ обеспечило выполнение функций и полномочий Минобрнауки России, установленных нормативно-правовой базой, в части создания вузами и научными учреждениями малых инновационных предприятий, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.
В отчетный период велся учет уведомлений о создании ХО и ХП, размещались сведения об их создании в сети Интернет, формировались и направлялись в Минобрнауки России годовой и квартальные реестры учета уведомлений для дальнейшей передачи в налоговые органы, организован и проведен сбор сведений об экономической, научно инновационной и другой деятельности ХО и ХП, проведен анализ этих сведений, разрабатывались и представлялись справочные материалы по оперативным запросам Минобрнауки России, осуществлялась методическая, консультационная и информационная поддержка бюджетных и автономных учреждений и организаций образования, а также ХО и ХП по вопросам создания и деятельности ХО и ХП.
Автоматизированная информационная система «Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы», обеспечивает выполнение этих задач.
Согласно результатам проведения учета уведомлений о создании ХО и ХП наиболее активно создание происходило в период 2010–2015 гг. и стало относительно слабым к 2025 г.
В составе РИД, право использования которых вносилось в уставные и складочные капиталы ХО и ХП, высока доля ноу-хау, программ для ЭВМ и изобретений.
В 2025 г. сбор сведений о деятельности ХО и ХП за 2024-2025 проведен в соответствии с Письмом Минобрнауки России от 31.07.2025 № МН-14/560 в период с 15.08.2025 по 15.09.2025. Анализ этих сведений показал рост у вузов и научных учреждений количества научно-технических заделов (технологий) для коммерциализации через механизм создания ХО и ХП.
Приоритеты ХО и ХП изменились, стали реже встречаться ссылки на трудности аренды площадей, на налоговое законодательство, недостаточную материальную базу. На первое место выходят проблемы работы с рынком, подготовки кадров работников ХО и ХП и организаций учредителей, информированность участников инновационной деятельности о положении на рынках.
Среди пожеланий по поводу государственной научно-технической и инновационной политики на первое место выходит не финансовая поддержка, а совершенствование законодательства в направлении расширения предпринимательских свобод.
Общее направление развития ХО и ХП состоит в дальнейшем организационном и хозяйственном выделении инновационной деятельности, что позволит применять в этой области нормативную базу, уже действующую, свойственную коммерческой деятельности и выходящую за рамки административного контроля научной и образовательной деятельности ВУЗа.
Учредители определили условия хозяйственной политики наиболее перспективные для развития ХО и ХП. Это варианты характера деятельности, ориентированные на открытый рынок (малосерийное производство на основе собственных разработок) или же изготовление единичных образцов высокотехнологичной техники под конкретного заказчика.
В отчетный период по запросам Департаментов Минобрнауки России разрабатывались и представлялись справочные и аналитические материалы, связанные в основном с деятельностью Министерства по возложенным полномочиям в указанной сфере. Всего за отчетный период 2024 г. было выполнено 10 поручений Минобрнауки России.
В 2025 г. обеспечивалась методическая, консультативная и информационная поддержка деятельности учредителей, а также ХО и ХП по вопросам их создания и деятельности, исполнено более 40 консультаций.
Подготовлен итоговый отчет по разделу 7 темы, все задания, предусмотренные паспортом № 6518-25 раздела Госзадания на 2025 г., в представленном отчете выполнены и отражены в полном объеме.
В отчетный период подготовлены и опубликованы две статьи в издании, индексируемом в Российском индексе научного цитирования, при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Государственного задания 2025 г. (паспорт № 6518-25)
