( ! ) Warning: Undefined array key 1 in /var/www/mip/header.php on line 32
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0057555152{main}( ).../statistics.php:0
20.0062597088include_once( '/var/www/mip/header.php ).../statistics.php:6

( ! ) Warning: Undefined array key 2 in /var/www/mip/header.php on line 32
Call Stack
#TimeMemoryFunctionLocation
10.0057555152{main}( ).../statistics.php:0
20.0062597088include_once( '/var/www/mip/header.php ).../statistics.php:6
Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы

1. Проект «Статистика гос. учета и мониторинга МИП»

Схема взаимодействия

Цель проекта

Обеспечение функций и полномочий Минобрнауки России, установленных Федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, в части ведения учета уведомлений и формирования реестра учета уведомлений о создании МИП:
  • Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ;
  • Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (годовой реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в формате ФНС);
  • Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2011 № 146 «О ведении Реестра учета уведомлений …» (квартальные реестры);
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве...», (ведения учета уведомлений).
  • Приказы Министерства: от 24.01.2014 №43 «Об орг. работ..» и от 14.02.2014 №117 «Об утв.»
Основные задачи проекта:
  • Мониторинг сведений и ведение учета уведомлений о создании МИП;
  • Формирование ежеквартальных и годового реестров учета уведомлений о создании МИП с целью их дальнейшей передачи в налоговые органы;
  • Организация и проведение мониторинга и анализа деятельности МИП;
  • Разработка справочных материалов по оперативным запросам Минобрнауки России;
  • Осуществление мероприятий по оказанию методической, консультативной и информационной поддержки деятельности бюджетных и автономных научных учреждений и организаций образования, а также МИП по вопросам создания и деятельности МИП.

2. Государственный учет малых инновационных предприятий

Информация о действующих малых инновационных предприятиях, созданных научными учреждениями и ВУЗами в соответствии с ФЗ-127 от 23.08.1996 и с ФЗ-273 от 29.12.2012 (по состоянию на 21.11.2024 г.)

На основании информации учета уведомлений о создании малых инновационных предприятий на 21.11.2024 в базу данных занесено 1373 действующих малых инновационных предприятий, из них:

  • при участии 269 высших учебных заведений создано 1192 малых инновационных предприятий,
  • при участии 114 научных учреждений создано 196 малых инновационных предприятий.

В том числе, совместно научными учреждениями и высшими учебными заведениями созданы 15 малых инновационных предприятий.

Количество малых инновационных предприятий по причинам несоответствия ФЗ

Причина несоответствия Количество малых инновационных предприятий
Оформлен договор об отчуждении1
Отсутствует скан лицензионного договора4
На момент регистрации ХО бюджетный учредитель внес только денежные средства 5
Тип РИД не соответствует нормам ФЗ-21722
Отсутствует информация о заключении лицензионного договора148
Бюджетный учредитель вышел из состава учредителей468
Соответствует ФЗ1193
ХО ликвидировано2027
Всего было занесено в базу и одобрено администраторами 3868 МИП.

Распределение учредителей и созданных ими действующих малых инновационных предприятий в зависимости от ведомственной принадлежности

Название Количество учреждений, создавших малые инновационные предприятия Количество созданных малых инновационных предприятий
шт. % шт. %
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 263 68.67 1095 78.95
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 36 9.4 89 6.42
Министерство здравоохранения Российской Федерации 30 7.83 73 5.26
Министерство просвещения Российской Федерации 13 3.39 18 1.3
Санкт-Петербургский государственный университет 1 0.26 18 1.3
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 6 1.57 16 1.15
Ведомство не указано 2 0.52 11 0.79
Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» 4 1.04 11 0.79
Управление делами Президента Российской Федерации 1 0.26 9 0.65
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 1 0.26 8 0.58
Прочие 5 1.31 6 0.43
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 2 0.52 6 0.43
Департамент образования города Москвы 1 0.26 5 0.36
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 3 0.78 4 0.29
Федеральное агентство по рыболовству 2 0.52 3 0.22
Министерство образования и науки Нижегородской области 1 0.26 2 0.14
Федеральное агентство морского и речного транспорта 2 0.52 2 0.14
Министерство транспорта Российской Федерации 1 0.26 2 0.14
Министерство образования Московской области 2 0.52 2 0.14
Федеральное медико-биологическое агентство 1 0.26 1 0.07
Министерство здравоохранения Свердловской области 1 0.26 1 0.07
Министерство культуры Российской Федерации 1 0.26 1 0.07
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 1 0.26 1 0.07
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 1 0.26 1 0.07
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1 0.26 1 0.07
Министерство финансов Республики Башкортостан 1 0.26 1 0.07

Из 1373 малых инновационных предприятий в системе Минобрнауки России 263 учреждениями создано 1095 малых инновационных предприятий (78.95% от общего количества).


Статистика государственного учета действующих малых инновационных предприятий








Количество заключённых лицензионных договоров составляет 1533 (в том числе с исключительной лицензией 230).





Показатели соответствия деятельности действующих малых инновационных предприятий критическим технологиям

Код критической технологии Название критической технологии Количество действующих малых инновационных предприятий
Не указано 458
1 Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники 40
2 Базовые технологии силовой электротехники 33
3 Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии 49
4 Биомедицинские и ветеринарные технологии 171
5 Геномные, протеомные и постгеномные технологии 36
6 Клеточные технологии 47
7 Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий 54
8 Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии 184
9 Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом 16
10 Технологии биоинженерии 69
11 Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств 32
12 Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам 28
18 Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем 86
13 Технологии информационных, управляющих, навигационных систем 188
19 Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения 139
14 Технологии наноустройств и микросистемной техники 41
15 Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику 50
20 Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи 73
16 Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов 90
17 Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов 76
21 Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 54
22 Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний 39
23 Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта 41
24 Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения 31
25 Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств 34
26 Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии 98
27 Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе 40


По состоянию на 21.11.2024 г. зарегистрировано 1373 действующих малых инновационных предприятий. Ниже указаны десять субъектов Российской Федерации, в которых создано наибольшее количество малых инновационных предприятий.



3. Мониторинг деятельности МИП

Мониторинг деятельности МИП 2022 года

Мониторинг проводился в период с 15.08.2022 по 15.09.2022 (письмо от 09.08.2022 №МН-14/1842-АО) с использованием интерактивной информационной системы, сведения о деятельности МИП заполняли представители учредителя (пользователи системы).

В ч. I анкеты запрашивается информация учреждений науки и образования (Учредителей) о подготовке ими технологий и научно-технических заделов для создания и деятельности новых МИП, а также о развитии инновационной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность МИП.

В ч. II анкеты, включены вопросы, позволяющие исследовать экономическую деятельность МИП за 2021 - 2022 годы.

В ходе мониторинга по ч.I анкеты предложения представили 249 учредителей (55,7% от общего числа учредителей МИП, принявших участие в анкетировании). По ч. II анкеты 249 учредителей представили сведения по 1158 находящихся в базе учета МИП (73,2% МИП были охвачены мониторингом).

Анализ представленных вузами технологий и научных заделов показывает, что они не содержат результатов фундаментальных исследований, носят сугубо прикладной характер, содержат значительную научную и инновационную составляющую, направлены на импортозамещение и удовлетворение потребности отраслей реальной экономики своих регионов.

Участие вузов и научных организаций в выполнении проектов на конкурсной основе при реализации ФЦП (госзаказ) носит фрагментарный, неустойчивый, зачастую одноразовый характер, не обеспечивает в долгосрочной перспективе создание научных школ и создание необходимой технологической базы.

Указанные учредителями технологии в основном запатентованы, что обеспечивает возможность их включения в экономический и гражданско-правовой оборот.

Динамика численности персонала МИП, человек

Динамика численности персонала МИП

Распределение выручки МИП, тыс. руб.

Распределение выручки МИП

Структура привлеченных МИП средств по источника, по 113 МИП из 1158

Структура привлеченных МИП средств по источникам

Структура чистой прибыли в распределении видов деятельности МИП, тыс. руб., по 316 МИП из 1158

Структура чистой прибыли в распределении видов деятельности МИП

Размер площадей, арендуемых МИП у учредителей, м2, по 126 МИП из 1158

Размер площадей, арендуемых МИП у учредителей

Разработка справочных материалов по оперативным запросам Минобрнауки России и по осуществлению мероприятий по оказанию методической, консультативной и информационной поддержки деятельности бюджетных и автономных научных учреждений и организаций образования, а также МИП по вопросам создания и деятельности

Всего за отчетный период 2022 г. было выполнено 10 поручений Минобрнауки России и оказана консультационно-правовая помощь более 50 вузам и НИИ. По наиболее важным поручениям Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий подготовлены и представлены:

  • проект заключения на представленный Росстатом проект реестра показателей субъектов малого предпринимательства;
  • материалы по дополнительным мерам государственной поддержки экспорта продукции МИП;
  • материалы для Минпромторга России по МИП списка 10 университетов России;
  • материалы к выездному заседанию Совета по интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации 15 апреля 2022 г. в части малых инновационных предприятий;
  • материалы к совещанию у вице-премьера Д.Н. Чернышенко 01 октября 2022 г. по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 18 июля 2022 года, и утвержденного главой государства, по вопросу «О совершенствовании условий создания бюджетными научными и образовательными организациями хозяйственных обществ».

Выводы и предложения

У большинства учредителей заметно выросло количество научно-технических заделов (технологий) для коммерциализации через механизм создания МИП.

Предложения учредителей МИП по повышению эффективности:

  • организовать взаимодействия МИП с индустриальными партнерами;
  • упростить систему грантов по предъявляемым требованиям к конкурсной документации. (международный ученый, статьи Web of Science, Scopus);
  • запретить субсидирование закупки семян сортов и гибридов зарубежной селекции;
  • создать государственный логистический центр по закупке электронных компонентов, недоступных из-за санкций для малых предприятий;
  • отменить законодательную норму о согласовании с собственником имущества распоряжения долей в уставном капитале МИП;
  • сохранить льготу для МИП по страховым платежам (НК РФ, статья 427).